Есть художники, создающие целые миры, и иллюстрации Александра Куркина к сказкам как раз и относятся к этому явлению. Знаменитый палехский художник создал какой-то свой уютный, удивительно поэтичный, запоминающийся мир, который мы знаем с детства.
Уже невозможно себе представить без иллюстраций Куркина сказки Александра Сергеевича Пушкина, а сам великий поэт, романтично восседающий на переднем плане в творении Куркина «У лукоморья», помнится всем и каждому. И 33 богатыря, и ученый кот как будто бы пришли напрямую в эту иллюстрацию из сказки Пушкина – вот какова сила таланта и недюжинного мастерства Александра Михайловича Куркина!
Художник Куркин Александр Михайлович: биография
Родился А.М. Куркин в 1916 году в Ростовской области на хуторе Сибилево в большой семье донских казаков, у него были еще сестра и четыре брата. Сначала он учился в железнодорожном училище, но чувствовал, что это не его стезя, и уже в довольно солидном для обучения возрасте Александр поступает в 1935 году в Палехское художественное училище.
Именно здесь под руководством опытнейших педагогов – Д.Н.Буторина, Н.М.Парилова, И.И. Зубкова и начинает раскрываться недюжинный талант Куркина. Палехская глубоко народная манера просто-таки идеально «ложится» на богатый внутренний мир художника, его неординарное видение действительности и становится основой будущего одного из лучших сказочных иллюстраторов нашей страны.
До войны Александр Куркин работал в Палехской художественной мастерской, а затем на пять лет ушел на фронт, откуда доблестно вернулся с боевыми орденами и медалями. Война не могла не оставить отпечаток в творчестве художника. Картины «Подвиг Александра Матросова», «Едут, едут по Берлину наши казаки», «Дан приказ ему на запад» и многие другие творения художника – этому прямые свидетельства.
Александр Михайлович был разносторонним художником. Он и писал картины, и оформлял декорации к спектаклям, например, к «Золотому петушку» в Саратове или к «Красным дьяволятам» в Московском драмтеатре имени Н.В.Гоголя. Его шедеврально расписанный ларец «Тихий Дон» стал чуть ли не центральным экспонатом четвертой выставки «Советская Россия». Вот где палехская техника художника предстала во всей красе, а донское казачество во всем блеске! Он расписал и фриз кафе-ресторана в технике монументальной живописи в селе Архангельском, и иллюстрировал сборники песен, и даже создавал открытки.
Но, пожалуй, главное наследие Александра Михайловича Куркина, дело всей его жизни – это иллюстрации к сказкам. Именно они хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в изобразительном музее им. А.С. Пушкина в Москве, в музеях Ярославля, Костромы, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Палеха и др.
Иллюстрации Александра Куркина к сказкам
Замечательная палехская техника представляет просто уникальные возможности для выражения таланта художника именно в иллюстрировании сказок. Можно сказать, что и сама эта манера как будто бы из русской народной сказки пришла. На благородном темном фоне все эти яркие и красочные персонажи предстают просто в волшебной ипостаси, а герои Александра Сергеевича Пушкина оживают во всем своем великолепии. Особенно запоминаются работы Александра Куркина, относящиеся к «Сказке о царе Салтане».
Если вглядеться в иллюстрации «Князь царевну обнимает…» или «Царь Салтан с женой простяся…» или же просто великолепную «Грусть-тоска меня снедает…», то можно увидеть, что художник Куркин не просто иллюстрирует какие-то известные строки Пушкина, а пересказывает великую сказку «своими словами», словами замечательного художественного и очень народного по духу мастера.
«Видит город он большой…» – это не просто город, созданный бессмертным творением А.С.Пушкина. Это уже город, который пришел к нам из внутреннего мира великолепного художника, который основан на пушкинских строках, но уже какой-то совсем волшебный. Это огромный дар и талант Александра Михайловича Куркина делают его таким, каким мы и помним его с детства. Сказки Пушкина во многом воспринимаются через призму куркинских иллюстраций – вот насколько велика внутренняя сила этого художника!
Но «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне» и «Русские народные сказки» были проиллюстрированы Куркиным, навсегда оставшись в памяти тех миллионов детей, которые на этих его иллюстрациях просто росли. Королевича Елисея мы воспринимаем таким, как его создал Куркин в знаменитой иллюстрации, как будто бы устремленным к небу со своим копьем, наполненным энергией, жизнью, удивительной жаждой подвига. Таков и князь Гвидон, да и Царевна-Лебедь Куркина – это навсегда!
Палехская техника художника – лишь инструмент в создании удивительной Вселенной, где сияет звезда по имени «Пушкин», а вокруг нее вращается замечательная планета художника Александра Михайловича Куркина, доставившего столько радости всем, кто читал сказки «Солнца русской поэзии» и восхищался тем, как тонко передал его мысли художник-иллюстратор.