Симбиоз флористики и гербария – таков смысл японского искусства, позволяющего создавать шедевры из природных материалов. Название техники переводится с японского как «засушенный/прессованный цветок». Обычно картины ошибана создают из высушенных деталей цветов и листьев, но не возбраняется добавлять к работе любой элемент, созданный самой природой.
Шесть веков искусства
Несколько столетий назад только грозные самураи владели привилегией создавать яркие произведения из самых красивых даров природы – цветов и листьев. Да, как ни странно звучит, но право изготавливать шедевры принадлежало только суровым японским воинам. Женские руки «добрались» до техники ошибана всего триста лет назад.
Викторианская Европа переняла знания у японцев и пережила волну популярности картин, выполненных в этой технике. Мода на экологически чистые картины вернулась приблизительно 30 лет назад, и заново вспыхнула в начале нового века. В наши дни без труда можно найти мастериц, увлекающихся этим искусством, в интернете представлены их работы и мастер-классы.
Помимо кропотливой работы по подбору материалов, создателю картины нужно проникнуться философской составляющей японского искусства. Расположение деталей в нём — это не только игра красок и текстур. Сюда вкладывается особый смысл, делающий произведение маленьким шедевром.
Из даров природы
Главная задача для мастера ошибаны – засушить растения под прессом так, чтобы они не деформировались, не потеряли своих уникальных качеств (форму, цвет, текстуру). Да, кропотливая работа по созданию картины начинается уже со сбора и обработки материалов. Впереди еще длительный процесс по созданию изображения из подарков, преподнесенных самой природой.
Под пресс идут любые цветы, листочки, травы и семена. Гуляя по лесу или парку, можно подбирать кору деревьев, пух, веточки, стручки. Главное – собирать материал в сухую погоду и сразу разбирать принесенное добро.
Из супермаркета стоит принести экзотические яркие плоды, они станут настоящей находкой для мастериц. Часть заготовок найдется на кухне, в дело можно пустить крупы, высушенные корнеплоды, семечки.
Собранный и обработанный материал для будущих картин нужно хранить в коробках, не пропускающих свет и влагу. Кстати, произведения побаиваются солнечных лучей, «похищающих» яркость красок. Так что, готовую работу нужно спрятать в рамку за стекло, разместив подальше от окна.
Пейзаж и натюрморт в одной картине
При помощи техники ошибана можно создать любую картину: пейзаж, портрет или натюрморт. Придуманный сюжет карандашом рисуют на плотной основе, затем подбирают материалы, вырезая и складывая детали. Главное — учесть совместимость цветов и текстур, поэкспериментировать с оттенками и объемными элементами, способными оживить изображение.
Первый этап – создание фона. Его можно сделать из бересты или листьев, но можно применить мешковину, светлую или темную ткань. Иногда используют картон или обычную цветную бумагу.
Подготовленные детали будущей картины раскладывают на полотне. Все элементы слегка смазывают клеем и аккуратно крепят на основу. Закрепив последнюю деталь, готовую работу отправляют под пресс до полного высыхания.
Специалисты рекомендуют не спешить с процессом создания картины. Лучше разложить заготовки на полотне и оставить все в таком виде на пару дней. Может за это время захочется что-то поменять в композиции, внести изменения, придумать изюминку для своей работы.
Новый век вернул популярность древнему искусству. Мастера, виртуозно создающие шедевры из «подножных» материалов, набирают учеников на курсы ошибана, поводят мастер-классы. Древнее, наполненное смыслом искусство, позволяет провести время, создавая произведение, приближающее нас к природе.