Филимоновская игрушка: история и особенности росписи

Филимоновская игрушка - история создания и особенности росписиОдним из древнейших народных  промыслов, сохранившихся до наших дней, является филимоновская игрушка – ярко раскрашенная керамическая свистулька, изображающая фигурку человека или животного. Самобытность игрушки обусловлена особенностями материала, из которого она изготовлена, а также рисунками и узорами, украшающими ее.

Эти рисунки аналогичны тем, что использовались гончарами IX–XI века, о чем свидетельствуют образцы керамики, найденной при раскопке соседних курганов, что в свою очередь дает возможность предположить – изготовлением керамических игрушек-свистулек на данной территории занимаются уже около 700 лет.

История возникновения филимоновской игрушки

Родиной игрушки является деревня Филимоново, расположенная в Тульской области, недалеко от г. Одоева. Как свидетельствуют местные предания, добычей глины и изготовлением из нее керамики здесь занимались с древних времен. Но особую известность место обрело во времена Ивана Грозного, когда здесь поселился гончар Филимон. Впоследствии его именем и была названа деревня, где жили потомственные гончары – Филимоново. Уже позже – в конце XIX века о местных мастерах упоминается в «Тульских губернских новостях».

История филимоновской игрушкиТрадиционно изготовлением глиняных игрушек-свистулек занимались женщины – этому их обучали с детства. С началом XX века производство глиняных свистулек начало постепенно сокращаться. Тяжелые времена пережила филимоновская глиняная игрушка в годы фашисткой оккупации и сразу после Великой Отечественной войны.

Лишь в 60-е годы XX века, усилия, предпринятые коллекционерами и искусствоведами, позволили по-настоящему возродить промысел, а мастера, занимающиеся их изготовлением, стали членами Союза художников, получили звания заслуженных художников. В то же время в Филимонове была открыта мастерская, ставшая впоследствии отделением Тульского творческо-производственного комбината. Сегодня история филимоновской игрушки продолжается благодаря стараниям нескольких семей, занимающихся их изготовлением.

Секреты создания филимоновской игрушки-свистульки: технология и особенности узоров

Лепные свистульки, созданные руками филимоновских мастериц, представлены более полусотней сюжетных линий. Это традиционные фигурки барынь и крестьянок, медведей, баранов, петушков и курочек, а также оригинальные идеи, воплощенные в фигурках солдат и всадников, лошадей, коров, поросят, павлинов, других зверей и птиц. Особый интерес представляют многофигурные композиции, например, танцующие пары, сценки изображающие свидания, ярмарки, чаепитие, Рождество.

Филимоновские игрушки - особенности росписи и узоровФилимоновские народные игрушки невозможно спутать с другими. Всех их объединяет общая стилистика, наработанная поколениями народных мастеров:

  • монолитная фигурка вытянутого силуэта – с длинной шеей и руками, тонкой талией, маленькой головкой;
  • минимум деталей – лица у фигурок белые, слабо прорисованные глаза, нос и рот намечены точками и штрихами;
  • яркие, оптимистичные колера;
  • лаконичный и одновременно беспорядочно располагаемый орнамент, состоящий их древних обрядовых знаков – кружков, елочек, треугольников солнышек и т.п.

Лепка филимоновских игрушек выполняется определенным образом – снизу вверх. Сначала лепится колоколообразная юбка, затем торс, руки, шея и голова. Внешний вид получаемых изделий объясняется особенностями местной глины – «синики». Этот материал имеет пластичную жирную текстуру, покрывающуюся после сушки трещинами.

Филимоновская игрушка - основные элементы росписиЧтобы устранить их, мастерицы вынуждены влажными руками выглаживать заготовку, тем самым вытягивая ее пропорции. Другой характерной особенностью материала и игрушки в целом является белый цвет, который приобретает глина после обжига, поэтому изделия из филимоновской «синики» не требуют дополнительной грунтовки.

Цвета, традиционно используемые для росписи свистулек – желтый, малиновый, зеленый, бирюзовый – придают ей жизнерадостный вид. Мастерицы их так и называют – «лимонка», «зеленка», «малинка».

Сегодня для росписи филимоновской игрушки, используют стойкие анилиновые краски ярких цветов. Их наносят по старинке – не кисточкой, а куриным или утиным перышком, последовательно прокрашивая сначала желтым цветом пятна и полоски, затем обводя их красной краской, дополняя зелеными или синими деталями.

Роспись филимоновской игрушки - основные черты Все фигурки филимоновских животных покрыты рисунком из цветных поперечных полосок, а фигурки людей нарядно одеты в костюмы, объединяющие городские и народные черты – сарафаны, душегрейки, юбки, рубахи, пояса, маленькие шляпки. Независимо от персонажа, каждая игрушка является свистулькой. У животных свисток, как правило, расположен в области хвоста, а у людей – в предметах, которые они держат в руках.

Современная филимоновская игрушка (фото это четко демонстрирует) сохраняет традиционную стилистику – манеру лепки и росписи. Глиняные свистульки, изготовленные нынешними филимоновскими мастерами, стали ярче и разнообразней. Теперь их делают не только маленькими, но и крупными – до 20 см в высоту.


Это интересно! Узнайте также про особенности технологии и элементы росписи гжель – не менее популярного народного промысла, техника которого нередко используется для украшения игрушек своими руками.

Где посмотреть филимоновские свистульки: тематические музеи и выставки мастеров

История филимоновской игрушки насчитывает много веков. Чтобы сохранить промысел и познакомить как можно больше людей с его лучшими образцами, в 2009 году в г. Одоеве был открыт Музей филимоновской игрушки. Его экспозиция представлена старинными и современными работами местных мастериц-«свистуличниц» – Зайцевой, Дербеневой, Евдокимовой, Орловой, Гончаровой, Кехаиди и др.

Кроме того в музее представлены фотоматериалы об истории промысла и жизни мастериц, их творчестве. Посетители музея могут самостоятельно попробовать создать игрушку из глины, следуя филимоновским традициям.

Где можно увидеть и купить филимоновские игрушкиОткрытая в Одоеве школа искусств, в которой преподают современные мастера – народные художники России, Константин и Елена Кехаиди, обучила традиционной филимоновской лепке более 300 детей. Кроме того популяризации народного промысла способствует ежегодно проводимый фестиваль «Поляна», на который съезжаются студенты художественных училищ, ученики и мастера, народные художники, чтобы поделиться опытом, обменяться мнениями и идеями.

Помимо специализированного музея в Одоево, интересные коллекции филимоновских свистулек имеются в Русском музее (Санкт-Петербург) и в Музее игрушки (Сергиев Посад), а также в музеях Германии и Японии. Большой восторг вызвали выставки изделий филимоновских мастериц, устроенные во Франции (Париж), Канаде (Монреаль), Японии (Токио).

Запись опубликована в рубрике Арт-кафе Вдохновение с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.